Характеристика Евгения Онегина


Главный герой романа — молодой помещик Евгений Онегин, это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, поручив его «убогим» гувернерам. Вследствие этого Онегин вырос эгоистом, человеком, который заботится только о себе, о своих желаниях и который не умеет обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей. Он способен обидеть, обидеть человека даже не замечая этого. Все красивое, что было в душе юноши, так и осталось неразвитым. Жизнь Онегина — скука и леность, однообразные удовлетворения при условии отсутствия реального, живого дела.

Образ Онегина не выдуман. В нем поэт обобщил черты, типичные образы для молодых людей того времени. Это люди, обеспеченные за счет работы и крепостных крестьян, которые получили беспорядочное воспитание. Но в отличие от большинства представителей правящего класса, эти юноши умнее, чувствительнее, добросовестнее, благороднее. Они недовольны собой, своим окружением, общественным устройством.

Онегин по взглядам и по требованиям к жизни стоит выше не только своих сельских соседей-помещиков, а и представителей петербургского высшего света. Встретившись с Ленским, который получил высшее образование в наилучшем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним на любую тему, как с равным. Дружба с Ленским открывает в душе Онегина скрытые за маской холодного эгоизма и равнодушия возможности верных, дружественных отношений между людьми.

Увидев впервые Татьяну, еще даже не пообщавшись с ней, не услышав ее голоса, он сразу ощутил поэтичность души этой девушки. В отношении к Татьяне, как и к Ленскому, раскрылась такая его черта как доброжелательность. Под влиянием событий, изображенных в романе, в душе Евгения происходит эволюция, и в последней главе романа Онегин уже совсем не тот, которым мы видели его раньше. Он влюбился в Татьяну. Но его любовь не приносит счастья, ни ему, ни ей.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил легкомысленного юношу, который даже в любви не может дать себе совета. Убегая от мира, Онегин не смог убежать от себя. Когда он понял это, было уже поздно. Татьяна теперь не верит ему. И это открывает Онегину глаза на самого себя, но ничего не изменить.


Характеристика Евгения Онегина в цитатах

Евгений Онегин - молодой богатый дворянин, наследник приличного состояния:

"... Наследник всех своих родных...."
Возраст Онегина - 26 лет (после дуэли с Ленским):
"...Убив на поединке друга, / Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов..."
Онегин родился и вырос в Петербурге:
"... Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы..."
Евгений является холостым человеком:
"... Свободный, в цвете лучших лет..."
Онегин - модный франт. Он одевается по последней моде:
"...Острижен по последней моде; / Как dandy* лондонский одет..." (*dandy - франт.) 
"...В своей одежде был педант / И то, что мы назвали франт..." 
Он тщательно следит за своей внешностью и может 3 часа провести перед зеркалом, собираясь на бал:
"...Он три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил..." 
Евгений Онегин знает французский язык, как и все образованные дворяне:
"...Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал..."
Онегин хорошо танцует:
"...Легко мазурку танцевал..."
У него хорошие манеры:
"...И кланялся непринужденно..."
Онегин производит хорошее впечатление в обществе. Он кажется милым и умным человеком:
"...Свет решил, / Что он умен и очень мил..."
Евгений является желанным гостем на светских вечерах и балах:
"...Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник..."
Он часто бывает в театре. Автор называет его "почетным гражданином кулис", то есть постоянным посетителем театра:
"...Почетный гражданин кулис, / Онегин полетел к театру..."
Онегин привык к роскоши:
"... Забав и роскоши дитя..." 
"... Среди вседневных наслаждений..."
Он умеет поговорить на любые темы, но, к сожалению, его знания в разных сферах поверхностны:
"...Ученый малый, но педант*. / Имел он счастливый талант / Без принужденья в разговоре / Коснуться до всего слегка..." (* педант – здесь: "человек, выставляющий напоказ свои знания")
Например, Евгений знает латинский язык, но эти знания неглубоки:
"...Он знал довольно по-латыни, / Чтоб эпиграфы разбирать..."
Онегин не любит историю:
"...Он рыться не имел охоты / В хронологической пыли / Бытописания земли..."
При этом он интересуется экономикой и читает модные книги Адама Смита:
"... Зато читал Адама Смита / И был глубокий эконом, / То есть умел судить о том, / Как государство богатеет, / И чем живет..."
Онегин является молодым повесой, который любит развлекаться:
"...молодой повеса..." 
"... И хоть он был повеса пылкой ..."
В Онегине "рано остыли чувства", он безразлично и холодно относится ко многим вещам:
"... Нет: рано чувства в нем остыли..." 
Евгений - ленивый, тоскующий человек:
"...Его тоскующую лень..."
При этом он умеет обольщать женщин:
"...Но в чем он истинный был гений, / Что знал он тверже всех наук, [...] Была наука страсти нежной..."
Онегин любит язвить и злословить:
"...Когда ж хотелось уничтожить / Ему соперников своих, / Как он язвительно злословил!..."
"... ... но я привык / К его язвительному спору, / И к шутке, с желчью пополам, / И злости мрачных эпиграмм..."
Также Евгений любит пофилософствовать:
"... Философа в осьмнадцать лет..."
Онегин обладает резким охлажденным умом:
"... Резкий охлажденный ум..."
Евгений Онегин является странным человеком:
"... Неподражательная странность..."
Он скучает в любой обстановке:
"... он равно зевал / Средь модных и старинных зал..." 
Евгений Онегин скучает в высшем обществе, но при этом продолжает бывать на светских мероприятиях:
"... Ему наскучил света шум..."
При этом ему скучно и в деревне:
"... и в деревне скука та же..."
Онегин в целом презирает людей, но некоторых он все-таки отличает и уважает:
"...Хоть он людей, конечно, знал / И вообще их презирал, — / Но (правил нет без исключений) / Иных он очень отличал / И вчуже чувство уважал..." (речь идет о Ленском)
Евгению Онегину надоели красивые женщины, которые раньше, судя по всему, были его увлечением:
"... Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум; / Измены утомить успели..."
"... В красавиц он уж не влюблялся, / А волочился как-нибудь..."
Онегин, по его собственным словам, не способен на глубокое и постоянное чувство любви:
 "...Я, сколько ни любил бы вас, / Привыкнув, разлюблю тотчас..."
Онегину надоели книги так же, как и женщины:
"... Читал, читал, а всё без толку [...] / Как женщин, он оставил книги..."
Евгению Онегину надоели друзья (за исключением Ленского, его нового друга):
"... Друзья и дружба надоели..."
Онегин страдает от хандры, которая преследуюет его повсюду:
"... русская хандра / Им овладела понемногу..."
"... Хандра ждала его на страже, / И бегала за ним она, / Как тень иль верная жена..."
Евгений Онегин - нетерпеливый, неусидчивый человек. Так, когда-то он хотел стать писателем ("взялся за перо"), но ему не хватило упорства:
"... труд упорный / Ему был тошен..."
"...Зевая, за перо взялся, / [...] ничего / Не вышло из пера его..."
Онегин - расточительный человек. Он не умеет экономить деньги:
"...досель / Порядка враг и расточитель..."
Евгений - угрюмый, томный человек:
"...угрюмый, томный / В гостиных появлялся он..."
"... он угрюм..." 
В своём молодом возрасте он уже охладел к жизни и потерял интерес ко всему:
"... Но к жизни вовсе охладел..."
"...Ни сплетни света, ни бостон [...] Ничто не трогало его..."
Несмотря на свои недостатки, Онегин способен и на благородные поступки:
 "...Не в первый раз он тут явил Души прямое благородство..."
Однажды Евгений Онегин отвергает влюбленную в него юную Татьяну Ларину. Девушка выходит замуж за другого человека. Спустя несколько лет Онегин видит Татьяну на светском вечере и понимает, что влюблен в нее. Он пытается добиться взаимности от Татьяны, но та остается верна мужу. Онегин вынужден отступить. На этом заканчивается роман "Евгений Онегин".


Характеристика и образ Евгения Онегина

Герой пушкинского романа в стихах Евгений Онегин предстает перед нами в разные периоды своей жизни. Вся первая глава посвящена описанию его юности.

Характеристика и образ Евгения Онегина

«Молодой повеса» — этими словами коротко можно охарактеризовать Евгения в это время. Он нигде не служит, ведет светскую жизнь, бывает на балах и обедах, уделяет много внимания своей внешности. Он умеет казаться умным и тонким, на самом же деле знания его поверхностны, и он пользуется ими только чтобы произвести впечатление.

Он любит женщин, но его увлечения поверхностны. Пользуясь своим обаянием, он покоряет женщин, а затем быстро остывает.

Евгений Онегин в деревне

В конце концов Евгений охладевает к такому образу жизни. Пресытившись и балами, и женским вниманием, он собирается путешествовать, но тут умирает его дядя, и Евгений остается наследником поместья.

Здесь мы узнаем Онегина с другой стороны. Не побоявшись вызвать неудовольствие здешних помещиков, он заменяет для крепостных барщину легким оброком. Сбежав от столичных развлечений, он и в деревне не посещает соседей, зато близко сходится с наивным, но искренним Ленским.

Убийство друга и отвергнутая любовь

Эта дружба заканчивается трагически. Пылкий юноша отправляет Евгению вызов. Онегин сознает, что лучше извиниться перед другом, но самовлюбленность заставляет его надеть привычную маску равнодушия и принять вызов. Ленский гибнет от руки Онегина.

Получив письмо Татьяны, Евгений был тронут. Он симпатизирует Татьяне, но еще не любит ее. Не испытав ни разу настоящей любви к женщине, пользуясь ею, как разменной монетой, он вообще не способен всерьез воспринимать это чувство. Поэтому Евгений, как обычно, входит в роль опытного, холодного сердцем человека, при этом проявляющего благородство. Евгений не воспользовался чувствами Татьяны, но не ушел от искушения прочитать нотацию влюбленной девушке.


Умейте властвовать собою:
не всякий вас, как я, поймет,
к беде неопытность ведет.


Прозрение Онегина

Прошло несколько лет и ему довелось жестоко пожалеть о своей холодности. В зрелом возрасте его уже не интересуют эффектные позы, он меньше сосредоточен на себе. Встретив Татьяну, замужнюю даму, в совершенстве изучившую искусство «властвовать собой», Евгений беззаветно влюбляется в нее. Время не лечит его, проходят месяцы, а он по-прежнему думает только о ней, доводя себя почти до безумия.

Происходит объяснение; он узнает, что Татьяна по-прежнему любит его, но не собирается нарушать верность мужу.

Пушкинский герой способен на настоящие чувства, но ранняя приверженность свету портит его, заставляя жертвовать любовью и дружбой в пользу позерства. Когда же Онегин, наконец, начинает «быть», а не «казаться», многих ошибок уже не исправить.

Подробнее

Образ и характеристика Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина

Герой романа предстает перед читателем человеком и обыкновенным (похожим на многих других), и необыкновенным, простым и сложным. Эта сложность и даже противоречивость были отражением той сложной, противоречивой эпохи, которая и порождала подобные характеры. В начале романа перед нами молодой человек, живущий по законам и обычаям светского общества. Он уезжает из Петербурга не в порыве свободолюбия на экзотический Кавказ, а в обыкновенную деревню за прозаическим наследством дядюшки.

Ничего исключительного, загадочного, как у героев романтических поэм, в нем нет. Знаменательно, что романтики не поняли замысла Пушкина и не смогли оценить новых, реалистических принципов изображения действительности. А. А. Бестужев, прочитав первую главу романа, с недоумением писал поэту в марте 1825 г.: «Вижу человека, которых тысячи встречаю наяву». Он считал, что именно поэтому Онегин не достоин стать героем художественного произведения.

Однако Онегин при всей его типичности обладает такими индивидуальными, неповторимыми чертами, которые делают его «лишним» для общества Буяновых, Петушковых, Скотининых. Широко распространенный термин «лишний человек» (Онегин оказался первым в этом типологическом ряду) должен восприниматься как отрицательная характеристика а первую очередь не героя, а среды, для которой незаурядные люди оказываются неудобными, ненужными, лишними. В этом обществе не может быть полноты человеческого существования. Разочарование Онегина в светской жизни, в окружающих его людях, в себе самом, наконец, как раз и свидетельствует о таких его незаурядных внутренних, душевных качествах, которые, к сожалению, он так и не смог нигде проявить. О незаурядности Онегина свидетельствует и круг его друзей, в число которых входят Кавелин, Чаадаев (об этом Пушкин упоминает в 1-й главе) и, что особенно важно, сам автор, называвший Онегина своим добрым приятелем. И то обстоятельство, что в кабинете Онегина находится портрет Байрона, бюст Наполеона, также наполнено определенным смыслом, являлось своего рода «сигналом» для читателя, помогая ему лучше понять мироощущение героя романа.

Белински так передавал свое впечатление от Онегина:

«…Бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

И именно потому, что светское общество убило в нем «страсть сердца и теплоту души», он и не смог понять Татьяну, ее доверчивую любовь. В современное литературоведении не прекращается спор о возможности нравственного возрождения Онегина. Высказывается мнение, что вспыхнувшая у Онегина любовь к Татьяне имеет источником всего лишь «мелкое чувство светского самолюбия и тщеславия». Исследователи, придерживающиеся этой точки зрения, исходят из концепции, согласно которой в лице Онегина «типизирована историческая обреченность дворянского сословия», в силу чего ни о каком возрождении пушкинского героя не может быть и речи. Смысл соотношения образов Онегина и Татьяны в таком случае определяется понятиями: с одной стороны — «опустошенность» и с другой — «внутренняя цельность». Существует и иная концепция, в соответствии с которой эволюция характера Онегина представляется несомненной, особенно если учитывать воздействие на героя романа путешествия, предпринятого им после убийства Ленского. По мнению Г. П. Макогоненко, после разгрома декабристов совершенно неясен был путь борьбы с самодержавно-крепостническим строем. Поэтому Пушкин показал нравственное возрождение личности Онегина через любовь.

Пушкинское открытие обогатило литературу: нравственная ценность человека, его общественная позиция стали обнаруживаться в сфере частной, интимной жизни, «проверяться любовью», как пишет исследователь. Наиболее объективно к решению этого действительно очень сложного вопроса подошел в свое время Белинский, учитывавший специфику пушкинских оценок, его диалектический подход в изображении человеческих характеров и перспектив их развития: «Что сталось с Онегиным потом? — спрашивал критик.— Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? — Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?».

Подробнее

Источник материала

  • 65 977